Смысл и цель занятий Тайцзи-цюань

Posted on by 0 comment

Для ребенка, родившегося в китайской семье, практикующей Тайцзи-цюань несколько поколений, вопрос о смысле занятий не стоит. Заниматься для него также естественно, как есть, дышать и спать. Правда, для современного молодого китайца естественно красить волосы, играть в футбол и проводить много времени в Интернете. Но все равно утром в парках любого крупного китайского города или на улицах китайских деревень вы обязательно увидите несколько сотен людей, занимающихся своей национальной физкультурой. Даже если это не сотни, а тысячи, для миллиардного населения Китая это не много. Тайцзи-цюань всегда остается элитным занятием.

В парке вы заметите, что не все занимаются одинаково. Даже неопытный взгляд найдет отличия в действиях профессионалов и любителей. Но и те и другие занимаются среди одних и тех же деревьев, под одним и тем же небом, не мешая друг другу. Профессионалы, как жемчужины, высвечиваются в толпе, но вам придется погулять по парку, чтобы найти сверкающий бриллиант.

Другая картина вокруг монастыря Шаолинь или вокруг деревни Чэньцзягоу (г. Вэньсян). В первом месте, помимо двух-трех десятков монахов, собраны тысячи детей. Они живут и работают в профессиональном — несколько часов ежедневных тренировок — режиме. Во втором — примерно тоже самое, но в меньшем масштабе.

Занятия профессионалов любого возраста, безусловно, интересное, красивое зрелище. Но спросите их, почему они или их наставники это делают. Скорее всего, их просто удивит ваш вопрос, и обстоятельного ответа вы не получите. Это — традиция. В нее входят по праву рождения или по судьбе, по зову сердца. Наверное, если вы решили изучить Тайцзи-цюань, это — ваша судьба, и ваше сердце указывает вам путь.

В искусстве Тайцзи-цюань, как и в любом другом воинском искусстве, одной интуиции недостаточно. Интуитивные ощущения, озарения, а они неизбежны на пути постижения, должны быть уравновешены конкретным знанием, методом. Кстати, одна из сильных сторон китайской культуры в систематизации методов, в конкретности описаний даже бесконечномерных вещей, что и сделало возможным передачу традиций столь долго без существенных потерь.

Метод Тайцзи-цюань очень конкретный и должен подходить каждому индивидуально. И каждый индивидуально должен решить для себя вопрос о смысле, цели и методе занятий. Прежде всего — о смысле. Смысл занятий Тайцзи-цюань двойственный. С одной стороны — это боевое искусство (цюань), с другой — это метод постоянного внутреннего движения к высшему состоянию единства — к Великому Пределу (Тайцзи).

Заниматься Тайцзи-цюань сразу как боевым искусством можно, но малоэффективно для тех, кто хочет скорее прийти к эффективным спаррингам. Слишком долог переход от тонких состояний созерцания движения и порождающих его причин к плотному усилию, необходимому в борьбе. Заниматься Тайцзи-цюань только как боевым искусством, то есть изучать формы Тайцзи лишь как боевые приемы, можно, но нельзя уловить разницу между Тайцзи-цюань и другими видами борьбы и, следовательно, не приблизиться к уровню эффективности, демонстрируемому лучшими мастерами Тайцзи-цюань.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *